123308, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1
увеличить карту
увеличить карту

www.rsn-msk.ru/Aktualnaya_informatsiya/n8768/

Информация об изменениях в действующем законодательстве РФ в сфере земельных отношений - 10 апреля 2015

Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям информирует об изменениях в действующем законодательстве РФ в сфере земельных отношений.

Претерпела изменения глава XII «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, устанавливающая основополагающие начала осуществления земельного надзора и контроля, в том числе, государственного земельного надзора.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 71.2 «Административное обследование объектов земельных отношений». Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» установлен порядок оформления его результатов в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства.

Данные Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации, которое осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.

В частности, новыми изменениями было определено, что государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с учетом особенностей, определенных Земельным кодексом РФ.

Претерпела существенные изменения статья 72 «Муниципальный земельный контроль» (ранее – «Муниципальный и общественный земельный контроль»), значительно расширено её содержание. Дано понятие муниципального земельного контроля: «Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность».

В пункте 3 данной статьи указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Также добавлена статья 72.1, определяющая понятие общественного земельного контроля, а статья 73, предусматривавшая проведение производственного земельного контроля, признана утратившей силу.

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, утверждено Положение о государственном земельном надзоре, которое устанавливает порядок и особенности осуществления государственного земельного надзора, полномочия органов государственной власти, осуществляющих государственный земельный надзор (Росприроднадзор, Росреестр и Россельхознадзор). Согласно этому положению у Россельхознадзора больше нет полномочия по осуществлению надзора на землях сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. Следует отметить, что на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, полномочия у Россельхознадзора отсутствуют.

Согласно пп. «г» пункта 4 нового Положения, Россельхознадзор осуществляет госземнадзор за соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора (ст. 10.9 КоАП РФ «Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта»; ст. 10.10 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений»). Однако в настоящее время отсутствует нормативный правовой документ, определяющий порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

20 марта 2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», которым значительно увеличены штрафы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а именно:
- на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей;
- на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.

Изменена нумерация ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, с 20 марта 2015 г. за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.

В сфере государственного земельного надзора ст. 19.5 КоАП РФ дополнена частями 25 и 26:
- ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей»;
- ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ «Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей».

Федеральным законом от 14.10.2014 № 307 ФЗ «"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 26.122008 № 294-ФЗ дополнена ст. 13.2, которая вводит понятие плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, устанавливается ФОИВ, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере государственного земельного надзора.