123308, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1
увеличить карту
увеличить карту

www.rsn-msk.ru/Dopolnitelnye_ssylki_sprava_pod_togami/Zemelnyy_kontrol/nformatsiya_ob_izmeneniyah_v_deystvuyuschem_zakonodatelstve_RF_v_sfere_zemelnyh_otnosheniy/

Претерпела изменения глава XII «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ, устанавливающая основополагающие начала осуществления земельного надзора и контроля, в том числе, государственного земельного надзора.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 71.2 «Административное обследование объектов земельных отношений». Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» установлен порядок оформления его результатов в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства.

Данные Правила устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации, которое осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.

В частности, новыми изменениями было определено, что государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с учетом особенностей, определенных Земельным кодексом РФ.

Претерпела существенные изменения статья 72 «Муниципальный земельный контроль» (ранее – «Муниципальный и общественный земельный контроль»), значительно расширено её содержание. Дано понятие муниципального земельного контроля: «Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность».

В пункте 3 данной статьи указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

Также добавлена статья 72.1, определяющая понятие общественного земельного контроля, а статья 73, предусматривавшая проведение производственного земельного контроля, признана утратившей силу.

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, утверждено Положение о государственном земельном надзоре, которое устанавливает порядок и особенности осуществления государственного земельного надзора, полномочия органов государственной власти, осуществляющих государственный земельный надзор (Росприроднадзор, Росреестр и Россельхознадзор). Согласно этому положению у Россельхознадзора больше нет полномочия по осуществлению надзора на землях сельскохозяйственного использования в составе земель поселений. Следует отметить, что на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, полномочия у Россельхознадзора отсутствуют.

Согласно пп. «г» пункта 4 нового Положения, Россельхознадзор осуществляет госземнадзор за соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора (ст. 10.9 КоАП РФ «Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта»; ст. 10.10 КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений»). Однако в настоящее время отсутствует нормативный правовой документ, определяющий порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

20 марта 2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», которым значительно увеличены штрафы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а именно:
- на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей;
- на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.

Изменена нумерация ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, с 20 марта 2015 г. за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ.

В сфере государственного земельного надзора ст. 19.5 КоАП РФ дополнена частями 25 и 26:
- ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей»;
- ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ «Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 ст. 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц - от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей».

Федеральным законом от 14.10.2014 № 307 ФЗ «"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 26.122008 № 294-ФЗ дополнена ст. 13.2, которая вводит понятие плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, устанавливается ФОИВ, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере государственного земельного надзора.

 С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Признан утратившим силу пункт 1 части 3 статьи 1 устанавливающий, что положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются к мероприятиям по контролю при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.

Статья 2 Федерального закона № 294-ФЗ дополнена пунктом 5.1, который дает понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Это параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленное при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения, и может являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет» (ч. 8 ст. 8.1).

Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен статьей 8.2, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Указанные мероприятия проводятся с целью устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.

К профилактическим мероприятиям отнесены:

1) обеспечение размещения на официальных сайтах для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Перечень перечисленных профилактических мероприятий не является исчерпывающим. Законодательными актами могут быть предусмотрены специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Часть 2 ст. 8.3 Федерального закона 294-ФЗ устанавливает, что при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля.

Предостережение выдаётся только при условии, что отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению 3 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и ранее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не привлекались к ответственности за нарушение требований. Правительство РФ должно определить порядок составления и направления предостережение, подачи возражений на такое предостережение и рассмотрения возражений, а также порядок уведомления об исполнении предостережения.

Поправками предусмотрен порядок организации и проведения мероприятий по контролю, без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ).

К ним относятся:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством

анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Мероприятия по контролю без взаимодействия проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля или органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то, помимо применения мер по пресечению таких нарушений, должностное лицо направляет руководителю мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки. Теперь такое письменное представление должностного лица является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки (п. 2 ч. 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Претерпела изменения ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ. В частности установлено, что порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов). Проверочные листы включают в себя перечни 4 вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки. В п. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ конкретизирован срок уведомления о проведении плановой выездной проверки «за три рабочих дня» до начала проверки (в старой редакции «не позднее чем в течение трех рабочих дней»)

Как отмечалось выше, п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ вводит такое основание для проведения внеплановой проверки как мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Ещё одним новым основанием является выявление параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

Часть 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ изложена в новой редакции иустанавливает, что обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Однако в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Кроме того, новой редакцией статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрена возможность предварительной проверки поступившей информации, установлены основания для прекращения предварительной, внеплановой проверок. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (ч. 3.3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

В соответствии с ч. 3.4. по решению Руководителя, заместителя Руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившиеся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения (ч. 3.5. ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внесены изменения в статью 12 Федерального закона № 294-ФЗ, определяющие порядок действия лиц в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) указанных лиц, повлекшими невозможность проведения проверки. Так, в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Также в новой редакции Федерального закона 294-ФЗ уточнено содержание распоряжения или приказа о проведении проверки, а именно: ч. 2 ст. 14 дополнена пунктом 10, согласно которому в распоряжение указываются иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа Руководителя, заместителя Руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Кроме того, установлено, что орган не вправе требовать от лица представления документов, информации до даты начала проведения проверки (п. 9 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ).