123308, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1
увеличить карту
увеличить карту

www.rsn-msk.ru/Pressa_ob_Upravlenii/pg13/n45783/

Руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов: - 16 февраля 2022

"В 2021 году мы сделали упор на профилактику нарушений, а не на наказания"

Россельхознадзор в 2021 году возобновил плановые проверки бизнеса, приостановленные из-за пандемии. О том, какие нарушения выявляли чаще всего, преимуществах работы в системе "Меркурий", изменениях в законодательстве и лицензировании зоопарков в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов.

- Евгений Вячеславович, с апреля 2020 года из-за пандемии коронавируса были отменены плановые проверки, и Россельхознадзору пришлось перестраивать свою работу. Упор был сделан на мониторинг. Какие основные изменения в работе ведомства произошли в 2021 году?

- Нашей основной задачей с началом пандемии в 2020 году было сохранение здоровья людей, а также обеспечение трансграничной транспортировки пищевой продукции, чтобы не останавливать снабжение регионов. Можно сказать, что в 2021 году мы вернулись к относительно нормальной жизни, частично вернулись плановые проверки. Так, в 2019 году контрольно-надзорных мероприятий было около 2,2 тыс., в 2020 году - 1,1 тыс., в 2021 - уже более 2,5 тыс. Можно сказать, что мы вернулись на допандемийный уровень. Из 2,5 тыс. проверок в прошлом году около 500 было плановых, 1250 - по исполнению предписании, еще более 360 проверок мы провели по поручению правительства РФ - по профилактике и недопущению возникновения особо опасных заболеваний животных таких как африканская чума свиней (АЧС), грипп птиц, лейкоз, бруцеллез.

Большие изменения в работе ведомства произошли в связи с переходом на реализацию нового федерального закона N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", который вступил в силу 1 июля 2021 года. Произошли серьезные изменения в распорядительных документах управления, необходимо было обучить инспекторский состав.

Если говорить в целом о работе в прошлом году, то основной упор был сделан на профилактику и устранение причин и условий нарушения обязательных требований. С начала действия закона — за полгода — мы провели больше 1,1 тыс. профилактических мероприятий, в том числе 800 консультаций, выдали 312 предостережений. Если смотреть на динамику штрафов, то в 2019 году сумма штрафов составила 201 млн рублей, в 2020 году — 140 млн рублей, в 2021 году — 107 млн рублей, несмотря на то, что контрольных мероприятий было больше. Штрафы остались теми же, просто часть из них мы смогли заменить на предупреждения.

- То есть можно сказать, что профилактика способствовала снижению числа нарушений?

- Новый закон работает всего полгода, поэтому пока мы не можем сказать, что эта выборка представительна. Реальную динамику мы надеемся увидеть к концу этого года. Сейчас мы, прежде всего, смотрим, чтобы не было всплеска нарушений из-за отсутствия наказания. Если же благодаря профилактическим мерам мы оставим правонарушения на том же уровне, то значит этот закон, на мой взгляд, уже принят не зря.

- На что еще обращали внимание в прошлом году?

- Колоссальную работу провели в части категорирования объектов по степени риска, от которой зависит периодичность их проверки. Например, если объект отнесен к низкой категории, то его вообще не будут проверять. В общей сложности управлением присвоены категории риска около 90 тыс. объектам.

Конечно же, неотъемлемой частью нашей работы является мониторинг. Без заключения экспертиз, исследований не принимается ни одно решение. В 2021 году мы отобрали более 235 тыс. проб для проведения лабораторных исследований.

Вы упомянули, что в прошлом году уже частично вернулись плановые мероприятия. Что будет в этом году — вернутся ли они в полном объеме?

- Нам уже согласовали план на этот год. В этом году запланировано 896 мероприятий. Также сохраняются внеплановые проверки, проверки по поручениям правительства (АЧС и гриппу птиц).

- Несмотря на пандемию, сохранились все поставки плодоовощной продукции. Каким образом удалось сохранить непрерывную работу должностных лиц на границе в это непростое время?

- В пандемию перед нами стоит задача обеспечения трансграничных перевозок импортной и экспортной продукции. В 2021 году мы досмотрели около 90 тыс. транспортных средств подкарантинной продукции. По сравнению с 2019 годом это в 1,5 раза больше. Нагрузка на инспекторский состав выросла примерно на 40%. Вообще мы проконтролировали около 1,3 млн тонн плодоовощной продукции, отобрали 130 тыс. проб для проведения экспертиз, выявили 24 вида вредных карантинных организмов почти в 1,5 тыс. случаев.

Как это все удается оформлять в условиях пандемии? Иногда сложно, приходилось принимать нестандартные решения. Сейчас у нас около 50 человек, которые находятся на самоизоляции из-за коронавируса или простудных заболеваний. При этом во время пандемии у нас в среднем болело 5-7 человек. Сложность ситуации в том, что границу нельзя остановить, к тому же не все специалисты взаимозаменяемы: ветеринары не могут работать за фитосанитаров и наоборот. Поэтому приходится выбирать главное — для нас это те процессы, которые нельзя остановить. Пока удается держаться на плаву.

- Одним из инструментов Россельхознадзора по выявлению нарушений является система "Меркурий". Какие результаты ее работы в прошлом году?

- "Меркурий" - сложная система, серьезно повлиявшая на сферу обращения продукции животного происхождения. У нас создана и работает на постоянной основе мониторинговая группа, которая занимается анализом данных, внесенных в эту систему. Теперь нам необходимо научиться на основе этих данных определять "узкие" места. Например, на завод за месяц пришла 1 тонна молока, а "вышло" оттуда 20 тонн сливочного масла. Возникает вопрос — из чего оно сделано? Вот примерно такие вещи специалисты видят и пресекают на основе данных системы.

За прошлый год рабочая группа выявила 35 тыс. нарушений. Наиболее распространенные — это искажение сроков годности, отсутствие прослеживаемости, искажение информации о производителе. С помощью "Меркурия" было выявлено 1,6 тыс. случаев нарушений сертификации продукции для социально значимых учреждений — это отдельное важное направление работы. Также выявлено 360 фантомных площадок в сфере производства и хранения продукции, которые фактически не работают по указанным адресам, но выдают документы на продукцию. Специалисты выявили и заблокировали доступ почти 2 тыс. лицам в системе, которые имели отношение к проведению сомнительных операций.

Кроме того, выявляются лаборатории-фантомы. Продукция должна сопровождаться лабораторными заключениями. Раньше такие заключения выдавали только государственные лаборатории, теперь их могут выдавать частные аккредитованные учреждения. Зачастую бывает так, что лаборатория не аккредитована в национальной системе Росаккредитации, либо фактически отсутствует по адресу. Тем не менее, свои заключения на продукцию она выдает. Такие учреждения мы выявляем и блокируем, а у продукции, как правило, отзываем декларацию о соответствии.

Важная функция "Меркурия" - это контроль продукции, которая поступает к нам из других регионов с тех объектов, где выявлялись очаги особо опасных болезней животных. Мы должны моментально отслеживать, куда ушла такая продукция. Если раньше это было делать очень сложно и трудозатратно из-за огромного количества бумажной работы, то благодаря "Меркурию" теперь это можно сделать оперативно. Мы очень четко можем отследить, куда пошла продукция, и где был погашен ветеринарный сопроводительный документ, затем выезжаем на место и отбираем пробы. В прошлом году по таким выездам мы отобрали 1222 пробы. В 30 пробах мы выявили геном АЧС и уничтожили 70 тонн потенциально опасной продукции. Могу с полной уверенностью сказать, что, если бы не было этой системы, нам было бы значительно сложнее справиться с такой задачей.

Надо сказать, что "Меркурий" постоянно совершенствуется с учетом наших потребностей. Сейчас рабочая группа сидит и проверяет все транзакции. При миллионах операций в день в нашем Московском регионе невозможно увидеть сразу все нарушения. Речь идет о том, чтобы приблизить программу к искусственному интеллекту. Система должна сама нам показывать сомнительные операции по определенным параметрам. Мы надеемся, что это будет сделано в ближайшее время. Руководство нашей службы совместно со Сбером запустило масштабный проект по подключению "Меркурия" к суперкомпьютерам банка. Это будет первым шагом к искусственному интеллекту в данной сфере.

- Какие самые распространенные нарушения были в прошлом году?

- Здесь нужно смотреть по видам нашей деятельности. Если говорить о контроле и трансграничных перемещениях, то это нарушения правил ввоза в международных пунктах пропуска, складах временного хранения, условий транспортировки, оформления сопроводительных документов и т. д. Например, из-за нарушений в прошлом году мы вернули девять вагонов или почти 240 тонн сгущенного молока из Ирана, так как оно пришло с неаттестованного для поставок в РФ предприятия. Также вернули 5 тонн сыра из Швейцарии из-за неудовлетворительной органолептики, 1 тонну лекарств для животных из Франции и Словении, так как они были не зарегистрированы в России. Было зарегистрировано 877 случаев запрета ввоза, более 10 тыс. тонн подкарантинной продукции, которая впоследствии либо была возвращена проихводителю, либо собственником было принято решение об ее уничтожении или обеззараживании и выпуске.

Кроме того, мы выявляем в аэропортах запрещенную к ввозу продукцию. В частности, подкарантинную продукцию в ручной клади и багаже — почти 6 тыс. таких случаев, 12 тонн продукции было уничтожено. Также ветеринары выявляют в ручной клади домашних и декоративных птиц: и кур везут, и щеглов, и канареек, и голубей, и кекликов — в общей сложности мы изъяли более 200 голов. В основном их везли из стран Средней Азии. Даже был случай, когда везли беркутов из Арабских Эмиратов.

Что касается ветеринарного надзора, было проведено 1,3 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, возбуждено более 1,1 тыс. дел об административных нарушениях на 44 млн рублей. В основном это нарушения требований техрегламентов, правил оформления ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД), нарушения правил содержания сельхозживотных. В процентном соотношении примерно 10% - это случаи нарушения правил содержания сельхозживотных, 25% - это нарушения оформления ВСД, остальное — нарушения требований техрегламентов. Также мы отзываем декларации о соответствии на продукцию животного происхождения. По нашим представлениям было отозвано 115 деклараций.

В области государственного земельного надзора мы провели более 1,5 тыс. мероприятий. Возбуждено 1,7 тыс. дел об административных правонарушениях, сумма штрафов составила 47 млн рублей. Здесь спектр нарушений довольно широкий - это уничтожение плодородного слоя почвы, например, при карьерных разработках. В прошлом году по таким случаям у нас было четыре иска почти на 100 млн рублей — это уже принятые судебные решения, которые мы передали судебным приставам. Среди распространенных нарушений также непроведение мероприятий по защите и охране почв, неиспользование земель для сельхозпроизводства, загрязнение земель отходами, нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем.

В сфере фитосанитарного надзора распространены такие нарушения, как неизвещение собственниками о ввозе подкарантинной продукции. Например, привозят зараженные саженцы из другого региона и бесконтрольно высаживают. В результате потом подросшие растения приходится полностью уничтожать, что грозит убытками самим фермерам. В прошлом году завели 275 дел об административном правонарушении по таким случаям. Другой важный вопрос — недостоверное декларирование зерна и продуктов его переработки. В связи с ростом экспорта зерна встает вопрос о более внимательном контроле. В 2021 году была отозвана 171 декларация о соответствии.

- Сколько очагов АЧС и птичьего гриппа выявило управление в прошлом году?

- В прошлом году мы отобрали почти 21 тыс. проб в рамках эпизоотического мониторинга. К счастью, у нас на территории региона обстановка с этими заболеваниями относительно благополучная. Летом 2021 года мы выявили два очага АЧС в Белевском районе Тульской области, где находились рядом два личных подсобных хозяйства. Скорее всего заболевание попало туда из леса от диких кабанов. Фактически это был один очаг, 143 головы. Ветслужба субъекта быстро локализовала его, затем ликвидировала, поэтому все обошлось без серьезных последствий.

Как я уже упоминал, в прошлом году мы провели 363 внеплановые проверки по поручениям правительства, выявили 433 нарушения, предъявили штрафов на 13 млн рублей, изъяли 153 тонны опасной в ветеринарном отношении продукции. Такие же проверки мы проводим и в этом году.

Что касается гриппа птиц, то высокопатогенного гриппа у нас не было. В апреле в ходе мониторинга мы выявили низкопатогенный грипп птиц на птицефабрике "Воловский бройлер" в Тульской области. Все мероприятия по санации провели, в августе карантин уже сняли. Власти быстро отреагировали на этот случай.

Если говорить о других заболеваниях, то всего было выявлено 44 карантинных случая болезней животных, 90% из них — это бешенство домашних и диких животных, единичные случаи туберкулеза, бруцеллеза, хламидиоза, лейкоза мелкого и крупного рогатого скота, орнитоза птиц. На все случаи ветслужбы оперативно реагировали.

- Россия является крупнейшим мировым экспортером зерна. Какие механизмы по обеспечению качества и безопасность зерна действуют сегодня? Что делается для учета объемов производства, переработки, реализации, а также контроля качества зерна при хранении и перемещении?

- Россия является крупнейшим экспортером зерна в мире, что налагает на нас серьезную ответственность. Контроль зерна начинается с семян. Специалисты контролируют их фитосанитарное состояние, выясняют, откуда они пришли, смотрят сортовые, посевные качества и т. д. Эта система четко работает. Если зерно импортное, то все пробы отбираются на границе. Затем контролируются посевы на карантинные объекты, отбираются образцы в период вегетации на ГМО и пестициды. Также проводим контроль в зернохранилищах. В 2021 году инспекторы Россельхознадзора отобрали более 2,1 тыс. образцов зерна при том, что Московский регион на экспорт практически не работает. Наш регион является получателем зерна.

Одна из самых больших проблем в этой сфере — это те самые лаборатории-фантомы, о которых я уже говорил. Если по мясной продукции все достаточно прозрачно, мы полностью видим все этапы производства мяса, то с зерном не все так просто. Коммерческие лаборатории, выдающие заключения на продукцию, заинтересованы более в быстрой прибыли, нежели в качестве зерна. Часто они выдают заключения даже без проведения анализов. Только в прошлом году мы выявили 90 лабораторий-фантомов. Экспортные поставки проверяет непосредственно Россельхознадзор. Однако внутри страны продукция может вводиться в оборот по таким "частным" заключениям. На мой взгляд, система сертификации зерна нуждается в доработке.

Россельхознадзор в 2021 году начал выдавать лицензии организациям, которые содержат животных в культурно-зрелищных целях. Каковы результаты этой работы в вашем управлении?

После принятия соответствующего постановления правительства в конце 2019 года лицензирование содержания животных в цирках, зоосадах и контактных зоопарках осуществляет наше ведомство. С 1 января 2022 года объекты, где содержатся животные для культурно-зрелищных мероприятий, должны иметь лицензию. Работу с зоопарками мы осуществляем с начала 2020 года. Однако многие оттягивали получение лицензий до последнего. Радует, что основные крупные объекты лицензии уже получили. В прошлом году к нам поступило 36 заявлений на выдачу лицензий, после рассмотрения было выдано 24 лицензии. Среди получивших лицензии такие крупные учреждения, как Московский и Тульские цирки, Московский зоопарк, Театр кошек им. Куклачева, Москвариум и т.д. Еще 12 лицензиатам пока отказано в выдаче лицензий до устранения нарушений. Данную работу мы будем продолжать, так как в нашем реестре 57 таких объектов. Сейчас мы будем проверять тех, кто должен иметь, но до сих пор не получил лицензию. В первую очередь это касается маленьких зоопарков в городских парках столицы.

На мой взгляд, постановление правительства по лицензированию деятельности по содержанию животных своевременное и нужное. Конечно, содержание животных в таких заведениях необходимо контролировать, чтобы обеспечить им нормальное существование. Все нормативы по условиям содержания животных четко прописаны, дело за их соблюдением.

- Какие задачи стоят перед управлением на 2022 год?

- Прежде всего нам предстоит работать по новому 248 ФЗ, который сильно отличается от предыдущего - и с точки зрения планирования, и с точки зрения организации работы, и с точки зрения оформления результатов.

Конечно же, особое внимание будем обращать на профилактику нарушений и снижение нагрузки на бизнес. Эта работа идет в рамках диалога с бизнес-сообществом. Также будем проводить плановые и внеплановые проверки, совершенствовать мониторинг. Продолжим работу по обращениям граждан. В 2021 году мы отработали 3680 обращений граждан. Продолжим работу и в судах - в прошлом году у нас было 800 судов.

Понятно, что продолжим работу по фитосанитарному контролю, ветеринарному надзору, контролю безопасности продукции в социальных учреждениях, продолжим работу в системе "Меркурий".

В этом году мы приступим к внедрению двух федеральных государственных информационных систем. Одна система поможет отслеживать зерно и продукты его переработки, вторая - система "Сатурн" - предназначена для формирования реестра хозяйствующих субъектов, которые работают с пестицидами и агрохимикатами.

Подробнее:https://www.interfax-russia.ru/center/exclusives/rukovoditel-upravleniya-rosselhoznadzora-po-moskve-moskovskoy-i-tulskoy-oblastyam-evgeniy-antonov-v-2021-godu-my-sdelali-upor-na-profilaktiku-narusheniy-a-ne-na-nakazaniya?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D